четверг, 3 апреля 2008 г.

Книги - убийцы 2. Читать, чтобы жить, или жить, чтобы читать?

В прошлом посте мне пришлось признался, что я - законченный наркоман. Наркоман, не жалеющий ни своего времени, ни своего здоровья. Наркоман, практически полностью лишенный силы воли, порабощенный губительной зависимостью. И вместе с тем - Наркоман, решившийся на последнюю попытку завязать.

Мой наркотик - чтение книг, которые, как мне кажется, должны изменить мою жизнь к лучшему (речь идет о литературе из области самосовершенствования: деньги, здоровье, психология, успех, счастье и т.п.) Многие увлекаются подобной литературой, улучшая собственную жизнь. Однако, в отличие от таких людей, для меня чтение такой литературы превратилось со временем в процесс, не преследующий никакой конечной цели, кроме получения удовольствия от самого процесса.

Чтение как страсть. Чтение ради самого чтения.

Возможно, Вы подумаете, что я слишком сгущаю краски, сравнивая чтение мотивирующей литературы с наркотической зависимостью. Но у меня есть веские основания так полагать. Конечно, употребление понятия "Абстинентный синдром" в моем случае будет спорным хотя бы в силу отсутствия токсического воздействия психоактивных веществ на ЦНС. Однако, закрывая очередную книгу я зачастую чувствую вполне реальный и довольно сильный психологический дискомфорт, вызванный необходимостью покинуть захватывающий мир успеха, чтобы снова погрузиться в мирок мелких забот, пустых тревог и нескончаемого списка дел.

Было время, когда я бросался на книги словно волк на овец, который, ворвавшись в отару и почувствовав вкус крови, режет их одну за другой не ради того, чтобы удовлетворить чувство голода, а ради насыщения жажды крови, повинуясь слепому животному инстинкту. Сложно сказать, чему повиновался я, но явно не голосу разума, который пытался убедить меня в бесполезности и даже вреде такого бездумного чтения.

Конечно же, я отдаю себе отчет в том, что книги из области самосовершенствования - это простой инструмент, служащий для выполнения работ по переплавке или огранке (в зависимости от степени изменения) личности. Однако, для меня такая книга - это еще и волшебная дверь, через которую можно войти в мир головокружительного успеха, больших денег и сверхдостижений. Авторы подобной литературы зачастую (если не всегда) утверждают, что они - обычные люди, такие же, как и все, что всего, что они добились в жизни при наличии желания и упорства может добиться любой человек. Часто они приводят реальные примеры из жизни, которые кажутся просто невероятными. Примеры, на фоне которых собственные мечты кажутся такими близкими, а насущные проблемы - такими мелкими.

От ощущений, которые переживаешь при чтении и от тех прекрасных картин, которые рисует воображение, возникает чувство, близкое к эйфории, практически опьянение. В первые часы после прочтения по-настоящему мотивирующего текста все вокруг кажется светлым и прекрасным, в голове появляются интересные проекты, проблемы кажутся малозначительными, вера в собственные силы многократно возрастает. Но постепенно яркая картина жизни начинает покрываться толстым слоем пыли, а вкус успеха исчезает: возвращаются привычные невеселые мысли, вспоминаются нерешенные проблемы и неоконченные дела, усталость вновь дает о себе знать. В конце концов серая обыденность опять находит тебя, прыгает от радости тебе на шею и ведет домой, ласково укоряя за очередную измену.

- Дорогая,а ты что, совсем меня не ревнуешь? Ты совсем не боишься, что мы расстанемся?
- Ну что ты, дурачок! Конечно же нет! Как будто ты не знаешь, что никогда не можешь от меня уйти! А то, что ты гуляешь... Ну погуляешь - погуляешь, да и вернешься..

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Какая интересная статья вышла! Респект автору! :)